Рекомендовать сайт
наши партнеры:

Метро Стокгольма

Общая информация о метрополитене Стокгольма

Метро Стокгольма

Стокгольмский метрополитен (швед. Stockholms tunnelbana) — единственный в Швеции. Был открыт 1 октября 1950 года.

Система включает 100 станций на трёх ветвящихся линиях, общая протяжённость которых составляет 105,7 км. 47 станций подземные, 53 станции наземные или надземные. Движение на линиях левостороннее, поскольку к моменту открытия метро в Швеции было левостороннее движение.

История открытия участков

1 октября 1950 «Слуссен» — «Хёкарэнген»
9 сентября 1951 «Гуллмаршплан» — «Стуребю»
26 октября 1952 «Хёторьет» — Вэллингбю
22 ноября 1954 «Стуребю» — «Хёгдален»
1 ноября 1956 «Вэллингбю» — «Хэсселбю горд»
24 ноября 1957 «Хёторьет» — «Слуссен»
17 апреля 1958 «Хармарбринк» — «Хаммарбюхёйден»
19 ноября 1958 «Хэсселбю горд» — «Хэсселбю странд»
19 ноября 1958 «Хёкарэнген» — «Форшта»
19 ноября 1958 «Хаммарбюхёйден» — «Багармоссен»
14 ноября 1959 «Хёгдален» — «Рогсвед»
1 декабря 1960 «Рогсвед» — «Хогсэтра»
5 апреля 1964 «Т-Централен» — «Фруэнген»
5 апреля 1964 «Лильехолмен» — «Эрнсберй»
16 мая 1965 «Эрнсберй» — «Сэтра»
16 мая 1965 «Т-Сентрален» — «Эстермалмсторй»
1 марта 1967 «Сэтра» — «Хэрхолмен»
2 сентября 1967 «Эстермалмсторй» — «Ропстен»
2 декабря 1967 «Хэрхолмен» — «Ворберй»
29 августа 1971 «Форшта» — «Форшта странд»
1 октября 1972 «Ворберг» — «Фиттья»
30 сентября 1973 «Эстермалмсторй» — «Текниска хёгсколан»
12 января 1975 «Текниска хёгсколан» — «Универшитетет»
12 января 1975 «Фиттья» — «Норшборй»
31 августа 1975 «Т-Централен» — Хьюлста (через Hallonbergen-«Ринкебю»)
5 июня 1977 «Халлонберген» — «Акалла»
30 октября 1977 «Т-Централен» — «Кунгстрэдгорден»
29 января 1978 «Универшитетет» — «Мёрбю сентрум»
19 августа 1985 «Вэстра скоген» — «Ринкебю» (через «Сундбюберс сентрум»)
15 августа 1994 «Багармоссен» — «Скарпнэк»

Grona Linjen (Зелёная линия)
Первая линия была открыта в 1950 г. от района Slussen [слюссен] в южный пригород Стокгольма Hokarangen [хёкарэньен]. Между станциями "Slussen" и "Skanstull" метро использует тоннель, построенный в 1933 г. для линий скоростного трамвая, обслуживавших южные пригороды. Современные южные ветви Зелёной линии частично повторяют трассы этих трамвайных линий.

В 1944 г. ещё одна выделенная (на большей части своей длины) трамвайная линия была открыта из центра Стокгольма в западном направлении до Angby [энгбю]. Эта линия позже была доведена до стандартов метро и интегрирована в открытую в 1952 г. западную часть Зелёной линии.

Пять лет спустя, в 1957 г. был открыт важнейший соединительный участок через Старый Город, и с этого времени объединённая Зелёная линия прошла от "Hasselby Strand" [хессельбю странд] на западе до "Hokarangen" на юге.

Подземный участок Зелёной линии между станциями "Fridhemsplan" и "Skanstull" – мелкого заложения и, разумеется, часто используется для поездок в пределах города. Между станциями "Slussen" и "T-Centralen" Зелёная и Красная линии идут параллельно по разным путям, в связи с чем существуют удобные кроссплатформенные пересадки: на станциях "Slussen" и "Gamla Stan" они обычные, а на "T-Centralen" – своего рода "обратная".

Между станциями "Fridhemsplan" и "Sankt Eriksplan" Зелёная линия пересекает протоку Karlbergskanalen, пути железной дороги и набережные в нижнем уровне моста Sankt Eriksbron.

Зелёная линия фактически работает как 3 разные линии с общими участками:
Маршрут T17: "Akeshov" [окесхоф] (по вечерам – "Odenplan" [уденплан]) – "Skarpnack" [скарпнек].
Маршрут T18: "Alvik" – "Farsta Strand".
Маршрут T19: "Hasselby Strand" – "Hagsatra" [хагсетра].

Roda Linjen (Красная линия)
Вторая линия метро была открыта в 1964 г. от "T-Centralen" до станций "Ornsberg" [эрнсберг] и "Fruangen" [фруэньен] и была в целом достроена к 1975 г. Красная линия была построена глубже, чем Зелёная, и на ней были сооружены первые станции "пещерного типа" в скальном грунте – "Masmo" [масму] и "Alby" [альбю] на ветви до станции "Norsborg" [нушборь]. Ветвь до Morby [мёрбю] первоначально планировалось довести до города Taby [тэбю], но впоследствии этот план был урезан.

На станции "Ropsten" [рупстен] существует прямая пересадка на пригородную трамвайную линию Liding?banan, хотя направление Красной линии допускает в будущем продление линии метро по мосту на остров Liding? (Лидингё) [лидиньё].

Красная линия фактически работает как 2 разные линии с общими участками:
Маршрут T13: "Norsborg" – "Ropsten".
Маршрут T14: "Fruangen" – "Morby Centrum".

Bla Linjen (Синяя линия)
В том же 1975 г., когда было в целом завершено строительство Красной линии, был открыт первый участок Синей линии. За исключением участков вблизи станции "Kista" [щиста], эта линия полностью подземная, и все станции были вырублены в скалах на глубине 20-30 м. Все они славятся великолепными "наскальными" рисунками, которые были выполнены различными художниками. Из-за глубокого заложения линия сравнительно нечасто используется для внутригородских поездок, большинство пассажиров садятся в поезда на "T-Centralen" и едут в северо-западные пригороды.

На участке, где ветвь до станции "Akalla" проходит по поверхности, была построена, но никогда не открывалась станция "Kymlinge" [чюмлинье] – местная станция-призрак. Она, вероятно, не откроется никогда, поскольку находится теперь в природоохранной зоне, установленной властями города Сундбюберг (Sundbyberg).

Синяя линия фактически работает как 2 разные линии с общими участками:
Маршрут T11: "Kungstradgarden" – "Hjulsta" [юльста].
Маршрут T12: "Kungstradgarden" – ""Akalla".

Станция "Fruangen" располагается на самой большой в Стокгольме высоте над уровнем моря: 46,8 м. А перегон "Hagerstensasen" [хейерстенсосен] – "Vastertorp" [вестертурп] поднимается на высоту 48 м.
Станция "Vastra Skogen" [вестра скуйен] имеет, видимо, наибольшую глубину заложения в Стокгольме, поскольку там самые длинные во всей Швеции эскалаторы.
Станция "Kungstradgarden" [кунгстредгорден] – самая низкорасположенная станция Стокгольма относительно уровня моря: –29,3 м.
Перегон между станциями "T-Centralen" и "Ostermalmstorg" [эстермальмсторг] опускается ниже уровня моря на рекордную для Стокгольма глубину: –33 м.
Самый длинный перегон – 4341 м – проходит между станциями "Kista" и "Hallonbergen" [халлунберьен]. На этом перегоне находится закрытая станция "Kymlinge".

Депо
Hammarbydepan. 1947. Находится около ст. "Blasut [блосут], подъезд от ст. "Skarmarbrink" [шермарбринк]. Часть депо переоборудована в цех по ремонту вагонов.
Vallingbydepan. 1952. Находится между станциями "Vallingby" [веллингбю] и "Racksta" [рокста] и соединяется путями с этими станциями.
Hogdalsdepan. 1957. Соединяется ветвью со ст. "Hogdalen" [хегдален].
Nybodadepan [нюбудадепон]. 1964. Находится между станциями "Aspudden", "Midsommarkransen" и "Liljeholmen". Подъезд – от ст. "Liljeholmen" через перегон на "Aspudden". Под самим депо проходит перегон "Midsommarkransen" - "Liljeholmen", а над депо проложена автострада Essingeleden (по ней пропускается транзитный транспорт в обход центра Стокгольма). Депо совмещено с автобусным парком - компания "SL" эксплуатирует и НОТ Стокгольма. Кроме того, на территории депо находится т.н. Sparvagshallen [спорвегсхаллен] – спортзал работников ОТ города (сам Трамвайный Музей находится в другом месте).

Карта метро Стокгольма:

Схема метро Стокгольма


ФОТОГАЛЕРЕЯ