Рекомендовать сайт
наши партнеры:

Гонгконг

Общая информация о метрополитене города Гонгконга

Метро Гонгконга

Гонконгом называют территорию бывшей британской колонии на юго-востоке Китая, с 1 июня 1997 года вошедшую в состав Китайской Народной Республики на правах территории с очень высоким статусом автономии, и так же называют город с китайским названием Сянган. Но это не одно и то же.
На территории бывшей колонии Гонконг располагается не только город Сянган, но и ещё несколько других городов.

Сам Сянган, мегаполис с населением свыше 1 млн. жителей располагается почти целиком на большом острове. На противоположном, северном берегу пролива на материковой части колонии располагается город Цзюлун, тоже мегаполис, но с населением в 2 раза большим.
Севернее Цзюлуна есть также подмегаполис Куанван, севернее и северо-западнее которого располагаются маленькие городки и районы-новостройки - спальные районы.
Добавьте к этому ещё несколько островов к западу от Цзюлуна и Сянгана, на которых располагаются Диснейленд и Аэропорт, и вы получите примерное представление о той территории, которую охватывает сеть гонконгского метро.
Прибавьте ещё на севере, на границе Гонконга и Китая город Шэньчжэнь, которому тянется ветка метро, и тогда сможете прикинуть насколько раскинулась эта транспортная система.

Необходимость в скоростном внеуличном транспорте в Гонконге явно чувствовалась ещё во 2-й половине 60-х годов, но Великобритании на фоне откровенного развала Британской империи, государственного краха под нажимом успешно продвигавшихся тогда коммунистических идей и плановой экономики, было не до решения транспортных проблем далёкой колонии.
2-е метро на китайской земле открылось в Гонконге (колонии) 1 октября 1979 года, но не в городе Гонконг (Сянган), а в городе Цзюлун!

Пусковой участок 1-й линии гонконгского метро, линии Квун Тонг (Kwun Tong) состоял из 9-ти станций - трёх наземных:
самой "Квун Тонг" (Kwun Tong), "Нгау Тау Кок" (Ngau Tau Kok), "Каулун Бэй" (Kowloon Bay)
и 6 подземных: "Чои Хун" (Choi Hung), "Даймонд Хилл" (Diamond Hill), "Вонг Тай Син" (Wong Tai Sin), "Лок Фу" (Lok Fu), "Каулун Тонг" (Kowloon Tong) и "Шек Кип Мэй" (Shek Kip Mei).

В названиях станций метро Гонгконга полностью отразилась двойственность Гонконга - подавляющее большинство китайского населения и британская администрация.

Спустя всего 2 месяца линия Квун Тонг была продлена на юг ещё на 4 подземные станции: "Монг Кок" (Mong Kok), "Яу Ма Тэй" (Yau Ma Tei), "Джордан" (Jordan) и "Цим Ша Цуй" (Tsim Sha Tsui).
12 февраля 1980 года открылись еще 2 новые станции "Сентрал" (Central) и "Адмиралти" (Admiralty), причём эти станции были открыты уже не в Цзюлуне, а в Сянгане! Тоннели к ним проходили под дном пролива, отделяющего остров Сянган от материка.

Следующее открытие состоялось 17 мая 1982 года, когда бал образована новая линия Цуен Ван - в неё вошёл участок линии Квун Тонг "Сентрал"(Central) - "Яу Ма Тей" (Yau Ma Tei), причём сама названная последней станция была построена доплнительно к уже существующей на линии Квун Тонг с организацией пересадки между ними. Так же строители поступили и со станцией "Монг Кок" (Mong Kok), и со следующей за ней при движении на север станцией "Принс Эдвард" (Prince Edward), специально для этого встроив новую станцию на уже действующем участке линии Квун Тонг. После этих 3-х пересадочных станций новая линия была продлена на северо-запад на 9 станций, "Шам Шуй По" (Sham Shui Po), "Чун Ша Ван" (Cheung Sha Wan), "Лай Чи Кок" (Lai Chi Kok), "Мэй Фу" (Mei Foo), "Лай Кинг" (Lai King), после которой пути выныривают наверх, где имеется единственная на всей линии наземная станция "Квай Фон" (Kwai Fong), и пять под землю - станции "Квай Хин" (Kwai Hing), "Тай Во Хау" (Tai Wo Hau) и "Цуен Ван" (Tsuen Wan), которая и дала название всей линии.
Правда, сами станции "Шам Шуй По" (Sham Shui Po), "Чун Ша Ван" (Cheung Sha Wan), "Лай Чи Кок" (Lai Chi Kok), "Мэй Фу" (Mei Foo) открылись с недельным опозданием от открытия линии - 17 мая 1982 года.

С тех пор эта линия не подвергалась изменениям.

Тогда же, в 1982 году была закончена модернизация Восточной Железной дороги (Ист Рэйл/ East Rail), построенной ещё в 1911 году, и проходящей из Цзюлуна через Куанван на север к Шэньчженю, т.е. к границе с Китаем. Линию электрифицировали, сделали двухпутной и добавили станций.

Теперь линия начиналась с подземной станции "Хун Хом" (Hung Hom), далее следовала подземная станция "Монг Кок" (Mong Kok), не имеющая пересадки на одноимённые станции линий Цуен Ван и Квун Тонг, затем подземная станция "Каулун Тонг" (Kowloon Tong) уже с пересадкой на одноимённую станцию линии Квун Тонг, потом линия выходила на поверхность и шла через город Куанван по одному из берегов (левому) реки, делящей город напополам, делая остановки на наземных станциях "Тай Вэй" (Tai Wai), "Ша Тин" (Sha Tin), затем раздваиваясь и имея по одной остановке на каждом рукаве на станциях "Фо Тан" (Fo Tan) и "Рейскурс" (Racecourse), после опять объединяясь в одну линию, следуя через наземные станции "Юниверсити" (Univercity), "Тай По Маркет" (Tai Po Market), "Тай Во" (Tai Wo) и через 3 наземные станции уже у границы с Китаем - "Фанлин" (Fanling), "Шеун Шуй" (Sheung Shui) и "Ло Ву" (Lo Wu). На последней остановке можно перейти на станцию "Люоху" (Luohu) 1-й линии метро Шэньчженя.

Ист Рэйл трудно отнести к линиям метро, это всё-таки линия городских (или междугородних) электричек.

На тот момент в Цзюлуне уже было 2 линии метро, а в Сянгане только 2 станции на линии, которая только позволяла связаться с Цзюлуном, но не решала проблемы внутренних транспортных перевозок Сянгана.

31 мая 1985 года линия открылась. От станции "Адмиралти", пересадочной на одноимённую станцию линии Цуен Ван (Tsuen Wan), в направлении на восток шли одна за другой следующие подземные станции "Ван Чай" (Wan Chai), "Каузвэй Бэй" (Causeway Bay), "Тин Хау" (Tin Hau), "Фортресс Хилл" (Fortress Hill), "Норт Пойнт" (North Point), "Куэрри Бэй" (Quarry Bay), "Тай Ку" (Tai Koo), "Сай Ван Хо" (Sai Wan Ho), "Шао Кей Ван" (Shao Kei Wan), "Хен Фа Чуен" (Heng Fa Chuen) и конечная наземная станция "Чай Ван" (Chai Wan).
Спустя почти год, 23 мая 1986 года, эта же линия была продлена на запад на 2 подземные станции - "Сентрал" (Central) с пересадкой на линию Цуен Ван и "Шеун Ван" (Sheung Wan). С тех пор линия не изменялась.

Следующее открытие состоялось 5 августа 1989 года, когда линию Квун Тонг тоже дотянули до Сянгана. Для этого линия после конечной наземной станции "Квун Тонг" (Kwun Tong) ныряла в тоннель, где была построена ещё одна подземная станция в Цзюлуне - "Лам Тин" (Lam Tin), после которой проходила под дном морского пролива и следующая остановка была уже в Сянгане - "Куэрри Бэй" (Quarry Bay), естественно, с пересадкой на одноимённую станцию линии Айленд.

Это был последний пуск новых станций в Гонконге под британским флагом. Особой заинтересованности в развитии транспортной системы колонии, которая скоро будет утрачена, англичане уже не проявляли...

1 июня 1997 года Гонконг поменял статус, перестав быть британской колонией и став особой административной единицей в составе Китая.

22 июня 1998 года состоялось первое открытие новых станций в Гонконге под китайским флагом - заработала новая линия - Тун Чун (Tung Chung).
Линия начинается с подземной станции "Гонконг" (Hong Kong) в Сянгане, потом в тоннеле проходит под дном морского пролива, следующая станция, тоже подземная, уже в Цзюлуне - "Каулун" (Cowloon), дальше выныривает и идёт по земле, делая остановки на станциях "Олимпик" (Olympic) и "Нам Чон" (Nam Cheong), потом вынужденно ныряет под землю, чтобы иметь хотя бы единственную пересадку на другие линии метро - на подземной станции "Лай Кинг" (Lai King) (пересадка на одноимённую станцию линии Цуен Ван), снова выныривает наверх, поворачивает на запад, пересекает по мосту пролив, делая остановку уже на соседнем острове на наземной станции "Цин Ю" (Tsing Yu), проходит на этом острове через гору в ж/д тоннеле, пересекает по мосту другой пролив, проходит по маленькому острову, ещё раз по мосту, и следующая остановка уже на острове Дахао, на наземной станции "Санни Бэй" (Sunny Bay), потом идёт по земле и только перед конечной подземной станцией в городке Сантоу "Тун Чун" (Tung Chung) ныряет под землю. Длина некоторых перегонов при этом составляет 10-15 километров!
Да и то, к моменту открытия линии станции "Нам Чон" (Nam Cheong) и "Санни Бэй" (Sunny Bay) ещё не работали, их открыли позже, так что перегоны были свыше 20-ти километров.

Эту линию вернее было бы назвать линией экспресс-электричек, имеющих пару-тройку подземных остановок.

Впрочем, другую линию, идущую почти по этому же маршруту, уже не называли линией метро, а назвали Эйрпорт Экспресс (Airport Express). Она начала функционировать спустя пол-месяца после открытия движения по линии Тун Чун, 6 июля 1998 года.

Поезда по этой линии останавливались ещё реже , не делая остановок на станциях "Олимпик" (Olympic), "Нам Чон" (Nam Cheong), "Лай Кинг" (Lai King) и "Санни Бэй" (Sunny Bay), т.е. на 4-х из 7-ми совместных станций. Вся разница, что поезда по этой линии не ныряют в тоннель и не идут на станцию "Тун Чун" (Tung Chung), а поворачивают на север, пересекает по мосту морской пролив и делают остановку уже на острове Чайлецзяо, на наземной станции "Эйрпорт" (Airport), в главном аэропорту Гонконга (помимо этого, есть ещё 2 аэропорта).

27 сентября 2001 года линию Квун Тонг в Сянгане продлили до ещё одной пересадочной подземной станции "Норт Пойнт" (North Point).

4 августа 2002 года линия Квун Тонг была продлена на юг на 1 подземную станцию "Яу Тон" (Yau Tong) с образованием вилочного движения.

Но уже через 2 недели, 18 августа 2002 года линия Квун Тонг лишилась своего сянганского участка. Сама линия была продлена на восток на 1 подземную станцию "Тью Кен Лен" (Tiu Keng Leng), а вот сянганский участок вместе с тоннелем и ещё одной пересадочной станцией "Яу Тон" (Yau Tong) образовали новую линию - Цеун Кван О (Tseung Kwan O), которая была продлена также на северо-восток, включив в себя новые подземные станции: - "Тью Кен Лен" (Tiu Keng Leng) с пересадкой на одноимённую станцию линии Квун Тонг, "Цеун Кван О" (Tseung Kwan O), "Хан Хау" (Hang Hau) и "По Лам" (Po Lam).

16 декабря 2003 года на линии Тун Чун была открыта промежуточная наземная остановка "Нам Чон" (Nam Cheong) в Цзюлуне.

Спустя 4 дня от пересадочной с "Нам Чон" (Nam Cheong) одноимённой станции стали ходить поезда на крайний северо-запад, в спальные районы. Эту линию назвали Западной Железной (Вест Рэйл/West Rail)/ Линия имеет только 3 подземные станции - "Нам Чон" (Nam Cheong) для пересадки на линию Тун Чун, "Мэй Фу" (Mei Foo) для пересадки на линию Цуен Ван и беспересадочную "Цуен Ван Вест" (Tsuen Wan West), потом выныривает из тоннелей на свет божий и идёт по земле, делая остановки на наземных станциях "Кам Шеун Роад" (Kam Sheung Road), "Юен Лон "(Yuen Long), "Лон Пин" (Lon Ping), "Тин Шуй Вэй" (Tin Shui Wai), "Сиу Хон" (Siu Hong) и "Туен Мун" (Tuen Mun). На этих станциях есть пересадки на системы ЛРТ, которые и осуществляют главные транспортные внутрирайонные перевозки в этих спальных районах. Общая протяжённость этих ЛРТ 36 км, всего 68 остановок.

Вест Рэйл, строго говоря, не линия метро, а линия городских электричек.

24 октября 2004 года Ист Рэйл продлили на юге на 1 подземную станцию "Цим Ша Цуй" (Tsim Sha Tsui), сделав с неё пересадку на одноимённую станцию линии Цуен Ван.

21 декабря 2004 года заработало ответвление Ист Рэйл по городу Куанван, но уже по правому берегу реки. Решили это ответвление сделать отдельной линией, дали ей название Ма Он Шан Рэйл (Ma On Shan Rail). Линия имеет пересадку на Ист Рэйл на станции "Тай Вэй" (Tai Wai), от которой и идёт, имея остановки на наземных станциях - "Че Кун Тэмпл" (Che Kung Temple), "Ша Тин Вэй" (Sha Tin Wai), "Сити Уан" (City One), "Шек Мун" (Shek Mun), "Тай Шуй Хан" (Tai Shui Hang), "Хен Он" (Heng On), "Ма Он Шан" (Ma On Shan), "Ву Кай Ша" (Wu Kai Sha).

1 июня 2005 года на линии Тун Чун была открыта промежуточная наземная остановка "Санни Бэй" (Sunny Bay) на острове Дахао.

Спустя ровно 2 месяца, 1 августа 2005 года, открылась самая короткая линия в Гонконге, от пересадочной со станцией "Санни Бэй" линии Тун Чун одноимённой станции до станции "Диснейленд". Собственно, на линии Тун Чун эту остановку сделали специально для пересадки на эту короткую линию, получившую название Диснейленд Ресорт (Dicneyland Resort).

Последнее открытие в Гонконгской транспортной системе состоялось 20 декабря 2005 года, когда линию Эйрпорт Экспресс продлили на север на 1 наземную станцию "Азия Уорлд Экспо" (AsiaWorld Expo).

Карта метро Гонгконга:

Схема Гонгконгского метрополитена


ФОТОГАЛЕРЕЯ