Рекомендовать сайт
наши партнеры:

Москва

Общая информация о Московском метрополитене

Эксплуатационная длина линий в двухпутном исчислении — 298,8 км.

Количество станций — 180 шт.

Среднее расстояние между станциями — 1700 м.

Самый короткий перегон — между станциями «Выставочная» и «Международная» — 496,8 м.

Самый длинный — между станциями «Крылатское» — «Строгино» - 6627 м.

Количество линий – 12 шт.

Количество турникетов — 2418 шт.

Количество эскалаторов — 634 шт.

Инвентарный парк вагонов (в среднем за сутки) — 4510 шт.

Средняя эксплуатационная скорость поездов — 41,71 км/ч.

Выполнение графика движения поездов — 99,98 %

Среднесуточная перевозка пассажиров – 7,03 млн человек.

Среднегодовое количество пассажиров – 2572,9 млн человек.

История Московского метрополитена

В конце XIX века строительство железных дорог и развитие промышленности в Москве привело к резкому увеличению ее территории (710 кв. км) и к росту численности населения (978,5 тыс. чел.). Основной вид транспорта - извозчики, количество до 16.000. В 1872 году появилась конка, а в 1902 году - трамвай, однако это не смогло решить проблему массовых перевозок. В качестве одной из попыток решения задачи было сооружение окружной железной дороги в 1902 - 1907 гг., сыгравшей решающую роль в формировании метрополитена. Дорога урегулировала движение транзитных грузов, но не устранила проблему быстрого передвижения по городу. 
Их предложения по схемам линий были проникнуты глубоким смыслом и объединены базисной идеей, заключающейся в том, что структура схемы линий метрополитена, должна соответствовать структуре города. Их последователи, предлагая варианты схем, не отступали от этой идеи.
В основе первого прообраза Московского метро лежит созданный русским инженером П.И. Балинским в 1901 году проект петербургской железной дороги. В 1902 году было предложено сразу два проекта московского метро. Первый из них, представлявший собой схему внеуличных железных дорог и не получивший широкой известности, был предложен инженерами путей сообщения А.И. Антоновичем, Н.И. Голиневичем и Н.П. Дмитриевым. Авторы второго проекта - инженеры П.И. Балинский и Е.К. Кнорре, добились широкого обсуждения своего проекта во влиятельных кругах, состоявшегося 7 августа в Московской городской думе. Проектом предусматривалось соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде. Предполагалось три очереди строительства общей протяженностью 83 км, из которых 67 км - эстакады и 16 км - тоннели. Проект не был осуществлён, т.к. против него выступили фабриканты, купцы, владельцы конок, первых трамваев, духовенство. Кроме того, не было опыта строительства подобных сооружений, а отдавать иностранцам многомиллионные барыши было жалко. 
В 1912 году в Городской думе обсуждался проект строительства трёх подземных линий: от Смоленского рынка до Покровской площади (пл. Абельмановской заставы), от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской (Добрынинской) площади. Линии метро предполагалось соединить с линиями Московского железнодорожного узла. Осуществлению этих и других проектов помешала 1 мировая война. 
В 1918 году в Москву из Петрограда переехало правительство - Москва вновь стала столицей России. В 1922 г. разработан проект, в соответствии с которым предполагалось соединить радиальными и кольцевыми линиями все семь районов Москвы. Однако, экономические трудности, недостаточная мощность индустриальной базы и отсутствие квалифицированных кадров не позволили приступить к строительству. Проект 1925 года так называемого Мясницкого радиуса был отклонён - он не удовлетворял транспортным потребностям города. Были отклонены также проекты ряда зарубежных фирм.
Начало строительства 1931-1935
В двадцатые годы Москва быстро росла. Но, несмотря на возросшее количество трамваев, увеличение автобусного парка, появление троллейбусов, наземный транспорт не был в состоянии решить проблему перевозок. В Москве, вернувшей себе статус столицы, вновь становится актуальна проблема строительства метрополитена и о ней стали думать на государственном уровне. В июле 1931 года, Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел критическую ситуацию с пассажирскими перевозками и принял решение: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешёвых людских перевозок». Во исполнение этого указа 23 сентября был организован Метрострой. В ноябре 1931 года на Русаковской улице был заложен опытный участок с целью изучения условий для подземных работ в Москве.
Уже на первом этапе проектирования Метрострой столкнулся с большими трудностями – в этот период ещё не был закончен план реконструкции Москвы. Но изучив топографию и геологическое строение территории города, а также руководствуясь директивными указаниями по реконструкции столицы была разработана схема первоочередных линий метро, соответственно радиально-кольцевой планировке столицы, с направлением этих линий параллельно, в транспортном отношении, наземным магистралям.
В январе 1932 года, правительством одобрена схема первоочередных линий. 21 марта 1933 года Совнарком СССР утвердил схему из 10 линий, протяжённостью 80 км.
Строительство первой очереди проходило в три этапа:
1931-1932 гг. - подготовительно организационный 
1933 г. - начало работ 
1934 г. - третий решающий. Выполнено 85% земляных, 90% бетонных, 96% тоннелей, 74% уложено путей. 
Первая линия метрополитена «Сокольники» - «Парк Культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» протяжённостью 11,2 км, имела 13 станций. Проходить этот участок пришлось четырьмя способами при сплошной деревянном креплении. Всего горным способом было пройдено 9013 метров тоннелей, щитами - 887 метров, траншейным способом - 3251 метр, открытым способом - 4220 метров. Участок линии от Комсомольской площади до Библиотеки имени Ленина проходил в районах с плотной многоэтажной застройкой, узкими улицами и прокладывался способом глубокого заложения. Участки от Сокольников до Комсомольской площади и от Библиотеки имени Ленина до Крымской площади строились открытым способом в котлованах. На Арбатском радиусе от улицы Коминтерна до Смоленской площади для проходки использовался траншейный способ с элементами коллекторного.
Для входа в метро было возведено 17 надземных вестибюлей, 5 наклонных ходов, 15 эскалаторов, 56 вентиляционных шахт, уложено 21 тыс. кв. м. мрамора, 25,7 км. путей, 540 км. кабеля, построено 4 подстанции. И всё это сделано в рекордно короткие сроки, менее чем за три года.
15 октября 1934 года, от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники», началась обкатка одного пути - был пущен первый пробный поезд.
4 февраля 1935 года, по всей трассе прошёл первый поезд и уже через два дня первыми пассажирами Московского метро стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов. 19 февраля началось регулярное учебное движение по трассе.
15 мая 1935 года, в 7 часов утра открыли двери для пассажиров все 13 станций первой линии метро. Было начато движение поездов между станциями «Сокольники» и «Парк культуры», с ответвлением к Смоленской площади (станции «Коминтерн», «Арбатская» и «Смоленская»). Среднесуточные перевозки составили 177.000 пассажиров. В последующие годы строительство метро велось постоянно, не прекращаясь даже в годы войны. Итак, 15 мая 1935 года была пущена в строй первая линия, и с этого момента ведёт свой отсчёт история развития первого отечественного метрополитена, ставшего родоначальником создания метрополитенов в нашей стране.

Метро в годы войны.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война.
В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения, начались первоочередные работы по мобилизационным планам.
Однако как только реальная опасность захвата перестала угрожать Столице, работы по строительству метрополитена продолжились. 
1 января 1943 года вступила в эксплуатацию линия от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная» до станции «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), протяженностью 6,2 км. На линии так же построены станции «Новокузнецкая» и «Павелецкая».
18 января 1944 года открыт участок от станции «Курская» до станции «Измайловская»" (сейчас «Измайловский Парк») со станциями «Бауманская», «Электрозаводская» и «Сталинская» (сейчас «Семеновская»), протяженностью 7,1 км.
Метро в послевоенное время.
1947 год 
7 сентября на линии выпущены вагоны типа «Г» 
Впервые на мерополитене на станции «Кировская» применено люминесцентное освещение, 
Начало внедрения интервальных часов на станциях

1950 год 
1 января открыт участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк Культуры» протяженностью 6,4 км.
Замена деревянных балюстрад эскалаторов на щиты с пленочным покрытием 
Начало действовать электродепо «Измайлово»

1952 год 
На станции «Красные Ворота» установлен первый турникет.
30 января открыт участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяженностью 7 км.

1953 год 
30 января открыт участок Арбатско - Покровской линии от станции «Площадь Революции» до станции «Киевская» протяженностью 4 км.
Параллельный участок «Александровский сад» - «Киевская» первой линии (мелкого заложения) закрыт. На некоторых станциях и в тоннелях устроили склады, другие использовали под выставочные площади. 
Организован склад хранения забытых вещей.

1954 год 
На Кировско-Фрунзенской (ныне Сокольническая) линии пущены семивагонные составы. 
9 марта пущено электродепо «Красная Пресня»
14 марта пущен заключительный участок кольцевой линии от станции «Белорусская» до станции «Парк Культуры» протяженностью 5,9 км. 

Со смертью в 1953 году Вождя Всех Народов Товарища Сталина и приходом ему на смену молодого Н.С. Хрущева, который старался во все внести рациональность, заканчивается помпезный стиль станций метро. Теперь на первом месте - утилитарность, простота и дешевизна.

1957 год 
На линии выпущены вагоны типа «Д»
Начало действия радиопоездной связи (с 1965 года - на всех линиях).
1 мая Продление Кировско-Фрунзенской линии от станции «Парк Культуры» до станции «Спортивная» протяженностью 2,5 км. 

1958 год 
1 мая открыт участок Рижской линии от станции «Ботанический сад» (ныне «Проспект Мира») до станции «ВДНХ» протяженностью 4,5 км.
7 сентября открыт участок от станции «Киевская» (мелкая) до станции «Кутузовская», протяженностью 2,4 км.
Вновь открыт участок «Киевская» (мелкая) – «Калининская» (сейчас "Александровский Сад").
Образована Филевская линия
Начало массового внедрения Автоматических Контрольных Пунктов (турникетов).

1959 год 
12 января открыто продление Кировско-Фрунзенской линии от станции «Спортивная» до станции «Университет» протяженностью 4,5 км.
Скорость движения лестничного полотна эскалаторов переведена с 0,75 м/с до 0,94 м/с
Начало серийного выпуска АКП (турникетов). 
7 ноября Филевская линия продлена от станции «Кутузовская» до станции «Фили» на 1,6 км. 

1960 год 
Внедрена дефектоскопия пути.

1961 год 
13 октября открыт участок Филевской линии от станции «Фили» до станции «Пионерская» протяженностью 3,6 км.
21 октября открыт участок Арбатско - Покровской линии от станции «Измайловская» до станции «Первомайская» протяженностью 3,8 км.
Все станции оборудованы АКП (турникетами). На входах оставлено по одному контролеру.

1962 год 
1 января начало работы электродепо «Фили»
13 октября вступила в строй Калужская линия от станции «Октябрьская» до станции «Новые Черемушки», протяженностью 8,1 км. 
Введено электродепо «Калужское»

1963 год 
На линии выпущены вагоны типа «Е»
22 июля пущен участок Арбатско-Покровской линии от станции «Первомайская» до станции «Щелковская», протяженностью 1,6 км. 
30 декабря Кировско-Фрунзенская линия продлена от станции «Университет» до станции «Юго-Западная». Длина участка 4,5 км.

1964 год 
15 апреля Калужская линия продлена на 1,4 км. от станции «Новые Черемушки» до станции «Калужская», находившейся в здании электродепо. 
31 декабря Горьковская линия продлена на 6,2 км. от станции «Сокол» до станции «Речной Вокзал»

1965 год 
5 июля Филевская линия продлена на 3,8 км. от станции «Пионерская» до станции «Молодежная».
31 декабря пущен участок Кировско-Фрунзенской линии от станции «Сокольники» до станции «Преображенская Площадь» протяженностью 2,5 км.

1966 год 
31 декабря пущен участок Ждановской линии от станции «Таганская» до станции «Ждановская» протяженностью 12,9 км.
Пущено электродепо «Ждановское»

1967 год 
6 ноября Открытие музея Московского Метрополитена.

1969 год 
11 августа открыт участок Замоскворецкой линии от станции «Автозаводская» до станции «Каховская».
Началась эксплуатация депо «Замоскворецкое».
Метро в 70 - 80 годы.
1970 год 
Вентиляторы, установленные в шахтах полностью оборудованы дистанционным управлением. 
Все оборотные станции оборудованы автоматической маршрутно-релейной централизацией. 
30 декабря пуск участка Калужской линии от станции «Октябрьская» до станции «Площадь Ногина» (сейчас «Китай Город»), протяженностью 3,1 км.
Ждановская линия продлена от станции «Таганская» до станции «Площадь Ногина» (сейчас «Китай Город») на 2,9 км.

1971 год 
15 февраля на Горьковско-Замоскворецкой линии введен график движения 44 пар поездов в час. 
31 декабря Вступил в строй участок от станции «Площадь Ногина» до станции «Проспект Мира» длиной 3,2 км..
Образована Калужско-Рижская линия

1972 год 
На Горьковско-Замоскворецкой линии введен график движения 45 пар поездов в час. 
30 декабря вступил в строй участок Краснопресненской линии от станции «Баррикадная» до станции "Октябрьское Поле" протяженностью 7,2 км.

1974 год 
12 августа вступил в строй участок Калужской линии от станции «Новые Черемушки» до станции «Беляево», протяженностью 3,6 км.

1975 год 
17 декабря пущен участок от станции «Баррикадная» до станции «Площадь Ногина», протяженностью 4,1 км. 
Образовалась Ждановско-Краснопресненская линия. 
28 декабря ее продление от станции «Октябрьское Поле» до станции «Планерная» составило 8,1 км. 
Движение поездов осуществляется с отключенным рабочим освещением в тоннеле. 
Введено электродепо «Планерное»

1977 год 
Впервые использована самоходная одновагонная снегоуборочная машина.

1978 год 
На линии появились вагоны типа 81-717 (головные) и 81-714 (промежуточные, без кабин). 
29 сентября Калужско-Рижская линия продлена от станции «ВДНХ» до станции «Медведково»
30 сентября пущено депо «Свиблово» 
Декабрь. На метромосту Филевской линии сооружена шумопоглощающая галерея

1979 год 
15 июля открыта станция «Горьковская» (ныне «Тверская»).
Станция, впервые в мировой практике строительства метрополитенов, сооружена на большой глубине без прерывания работы линии и устройства временного пути в обходных тоннелях. 
30 декабря. Началось движение по Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево» длиной 11,4 км.

1980 год 
Торцы всех станций оборудованы устройством контроля за проходом человека в тоннель. 
5 ноября открылась станция «Шаболовская» на Калужском радиусе.

1983 год 
27 сентября началась эксплуатация 8-ми вагонных поездов на Ждановско-Краснопресненской линии.
4 ноября открыт участок Серпуховской линии от станции «Серпуховская» до станции «Южная».
Началась эксплуатация депо «Варшавское».

1984 год 
28 марта завершен участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово», длиной 2,8 км. 

1985 год 
6 сентября принят в эксплуатацию участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Орехово» до станции «Красногвардейская», длиной 3,4 км. 
4 ноября открыт участок Серпуховской линии со станцией «Пражская» длиной1,1 км.

1986 год 
В январе принят в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с 2 станциями «Полянка» и «Боровицкая» протяженностью 2,6 км. 
Завершено строительство участка Калининской линии со станцией «Третьяковская» длиной 1,7 км. 
25 августа станция «Лермонтовская» переименована обратно в «Красные Ворота».

1987 год 
В марте введены 8-ми вагонные составы на Калужско-Рижской линии. 
6 ноября принят в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии с 2 станциями «Коньково» и «Теплый Стан» протяженностью 2,9 км. 
Завершено строительство участка Серпуховско-Тимирязевской линии со станцией «Чеховская» длиной 1,6 км. 

1988 год 
31 декабря введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с 3 станциями «Цветной Бульвар» и «Менделеевская» и «Савеловская» протяженностью 4,2 км. 

1989 год 
13 января - станция «Ждановская» и электродепо переименованы в «Выхино».
31 декабря - введен в эксплуатацию новый участок Филевской линии со станцией «Крылатское» протяженностью 1,9 км.
Внедрена система АРС на Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиях.
Метро в 90-x
1990 год 
17 января пущен участок Калужско-Рижской линии с 2 станциями «Ясенево» и «Битцевский Парк» протяженностью 3,6 км.
24 июня принято в эксплуатацию депо «Черкизово»
1 августа принят участок Сокольнической линии с 2 станциями «Черкизовская" и «Улица Подбельского» протяженностью 3,8 км.
5 ноября переименованы станции: 
«Кировская» - «Чистые Пруды»
«Дзержинская» - «Лубянка»
«Площадь Ногина» - «Китай Город»
«Проспект Маркса» - «Охотный Ряд»
«Площадь Свердлова» - «Театральная»
«Горьковская» - «Тверская»
«Калининская» - «Александровский Сад»
«Колхозная» - «Сухаревская»
«Щербаковская» - «Алексеевская»
«Ленино» - «Царицыно»
Кировско-Фрунзенская линия стала Сокольнической, а Горьковско-Замоскворецкая - Замоскворецкой 

1991 год 
1 марта принято в эксплуатацию депо «Владыкино»
1 марта открыт участок Серпуховской линии от станции «Савеловская» до станции «Отрадное»
Закончился перевод на управление «в одно лицо» на Калужско-Рижской линии. Всего на 3 линиях не используется такой способ управления.

1992 год 
Произведена замена вагонов типа «Д» на «Е» в метродепо «Фили»
Вагоны типа «Е» заменены на вагоны 81-714, 81-717 в депо «Свиблово»
31 декабря вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево» протяженностью 2,6 км.

1994 год 
На станциях «Проспект Мира» кольцевая и радиальная установлены первые автоматы для работы с магнитными карточками 
15 июля вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии со станцией «Алтуфьево» протяженностью 2 км.

1995 год 
Участок Замоскворецкой линии «Каширская» - «Каховская» выделен в Каховскую линию 
28 декабря пущен участок Люблинской линии от станции «Чкаловская» до станции «Волжская», без станции «Дубровка»
Введено электродепо «Печатники»

1996 год 
29 декабря пущен участок Люблинской линии с тремя станциями: «Люблино», «Братиславская» и «Марьино».

1997 год 
Построен переход «Крестьянская Застава» - «Пролетарская»
На станциях «Чистые Пруды» и «Беговая» кафельная плитка заменяется на мраморную отделку 
Открыты вторые выходы на станциях «Белорусская» - Кольцевая и «ВДНХ»

1998 год 
В июле началась эксплуатация поездов нового поколения типа «Яуза» (81-720, 81-721) на Люблинской линии.

На Каховской линии метрополитена завершены испытания опытного участка системы цифровой радиосвязи с использованием щелевого кабеля, выполнены подготовительные работы по внедрению на этой линии передовой системы интервального регулирования с подвижными границами блок-участков и использованием цифрового радиоканала. 

Для Московского метро начались тяжелые времена. Денег на строительство выделяется с каждым годом все меньше и меньше. 

В плане на 1998-1999 годы было предусмотрено проложить линии «Киевская» - «Парк Победы», «Митино» - «Крылатское», «Кунцевская» - «Парк Победы», «Чкаловская» - «Марьина роща», «Пражская» - «Качалово» и «Красногвардейская» - «Братеево» общей протяженностью более 40 км. 

В бюджете на 1999 год вообще не запланировано выделение средств. Московское правительство решило использовать деньги Федерального Дорожного Фонда в количестве 700 млн. рублей. 

1999 год 
С февраля прекращен прием жетонов как средства оплаты проезда в метрополитене.
18 марта проведена акция по уточнению пассажиропотоков.
В сентябре на станции «Смоленская» Филевской линии начались испытания новых турникетов.
11 декабря пущена бездействующая станция «Дубровка» на Люблинской линии.

2000 год 
12 декабря - пущена станция «Улица академика Янгеля» на Серпуховской линии.
Завершено внедрение системы АРС (автоматического регулирования скорости) на Сокольнической линии. Теперь в Московском метро осталось только две лини (Филевская и Арбатско-Покровская), не оборудованных системой АРС
Метро в XXI веке
2001 год 
12 декабря 2001 года пущена станция «Аннино» на Серпуховско-Тимирязевской линии.
2002 год 
14 декабря 2002 года, после реконструкции, длившейся 19 лет, открыта станция «Воробьевы горы».
26 декабря 2002 года открыта станция «Бульвар Дмитрия Донского» на Серпуховско-Тимирязевской линии.
С этого момента Серпуховско-Тимирязевская линия стала самой длинной линией метро в мире, целиком проходящей под землей, отобрав пальму первенства у Калужско-Рижской линии. 
2003 год 
06 мая 2003 года открыта станция «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии.
Станция стала самой глубокой в Москве, глубина заложения до уровня головки рельса - 84м. 
2003 год 
27 декабря открыто движение по пусковому участку Бутовской линии легкого метро от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Бунинская Аллея».
Всего, на новом участке, эксплуатационная длина которого составляет 5,8 км. (строительная 6,4 км.), построено 5 станций: «Улица Старокачаловская» (переход на станцию «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии), «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская Аллея». Большая часть линии проходит над поверхностью земли на эстакаде. Под Бутовским лесопарком построен тоннельный участок, суммарной протяженностью 1,8 км. 
2004 год 
6 февраля 2004 г. в 08.30 произошел самый крупный террористический акт в Московском метрополитене. Взрыв прогремел в вагоне поезда, следующего от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая" Замоскворецкой линии. Всего в этой трагедии погибло 39 человек, около 100 получили повреждения разной степени тяжести. 

01 июля 2004 г. вновь открыт объединенный вестибюль станций метро «Театральная» и «Площадь Революции».

03 июля 2004 г. началась эксплуатация 8-вагонных составов на Серпуховско-Тимирязевской линии. 
2005 год 
9 мая 2005 года станции метро «Измайловский Парк» Арбатско-Покровской линии присвоено новое наименование – «Партизанская».

С 15 мая 2005 года по 15 мая 2006года станция «Семеновская» закрыта для входа и выхода пассажиров в связи с капитальным ремонтом эскалаторов. Поезда Арбатско-Покровской линии проследуют станцию без остановки. 

03 сентября открыт второй выход на станции «Маяковская».

06 сентября запущен официальный сайт Московского метрополитена.

10 сентября открыто движение до станции «Деловой Центр».

Схема Московского метрополитена


ФОТОГАЛЕРЕЯ