Рекомендовать сайт
наши партнеры:

Баку

Общая информация о Бакинском метрополитене

Бакинское метро - одно из самых старых в построенных при СССР.

Техническая информация
Год открытия: 1967
Протяженность: 30 км
Колея: 1.524 мм
Напряжение: 825 В
Питание: третий рельс
Число станций: 20
Число вагонов: 205
Пассажирооборот: 106 млн. пасс./год

В настоящее время Бакинский метрополитен состоит из 2-х линий общей протяженностью 28,5 км, 19-ти действующих и одной строящейся станции, имеющих 20 вестибюлей. Семь станций метро глубокого заложения. На метрополитене задействовано 39 эскалаторов пяти типов с общей длиной лестничного полотна более 4000 метров. Общая протяженность тоннельных сооружений превышает 77,1 км. Уникальность Бакинского метрополитена состоит в том, что его трассы проложены по пересеченному рельефу города, расположенного на холмистой местности, имеют 60% и 40% тысячные уклоны и множество кривых малого радиуса.

История метро Баку
Еще в 1932 году в первоначальных вариантах Генерального плана развития Баку для разгрузки наземного транспорта и освобождения многих узких улиц города от линий трамвайного, троллейбусного и автобусного сообщения, было принято решение о строительстве самого скоростного и комфортабельного вида транспорта - метрополитена.
Но разразившаяся война 1941-1945 годов не позволила осуществиться этим намерениям. Только в 1947 году Правительством принимается решение о начале проведения проектно-изыскательских работ, которые рассматриваются и одобряются в 1948 году. В 1949 году начинается возведение строительной базы метрополитена, а в 1951 году утверждается технический проект первой очереди и начинается строительство линии метрополитена протяженностью 12,1 км. В 1953 году строительные работы временно приостанавливаются и возобновляются только в 1960 году. Это значительно отодвинуло пуск в эксплуатацию Бакинского метрополитена.
В 1966 году создается Управление Бакинского метрополитена
6 ноября 1967 года в г. Баку был пущен в эксплуатацию первый участок первой очереди метрополитена протяженностью 9,2 км с 5-ю станциями , 4 из которых глубокого заложения , а пятая в районе так называемого Черного города - станция «Хатаи». С 25 ноября 1967 года началась постоянная эксплуатация Бакинского метрополитена и регулярное движение поездов.
Первый пусковой участок первой очереди протяженностью 6,5 км состоял из 5 станций: «Ичери Шехер» — «26 Бакинских комиссаров» (ныне «Сахиль») — «28 Апреля» (ныне «28 Мая») — «Гянджлик» — «Нариман Нариманов».
Вслед за открытием регулярного движения на линии «Баксовет» — «Нариманов» началась активная подготовка к введению в эксплуатацию станции «Шаумян» (ныне «Шах Исмаил Хатаи»).
22 февраля 1968 года был открыт перегон «28 Апреля» — «Шаумян» протяженностью 2,3 км. С этого момента станция «28 Апреля» стала пересадочной станцией для пассажиров, едущих со станций «Нариманов», «Гянджлик» в Черный город и обратно.
Строительство первой очереди Бакинского метрополитена предусматривалось в три этапа. После ввода в эксплуатацию первого пускового участка «Баксовет» — «Нариман Нариманов» с ответвлением от станции «28 Апреля» на станцию «Шаумян», продолжалось строительство второго пускового участка от станции «28 Апреля» до станции «Низами» протяженностью 2,26 км и третьего — от станции «Нариман Нариманов» до станции «Нефтчиляр» протяженностью 6,3 км. Но в связи с возникшими трудностями при строительстве второго участка (при прохождении путейцами участка было обнаружено большое количество грунтовых вод и подземная речка) решено было сначала завершить строительство третьего пускового участка с четырьмя со станциями: «Улдуз», «Мешади Азизбеков», «Аврора» (ныне «Кара Караев»), «Нефтчиляр».
22 апреля 1970 года, началось регулярное движение экспрессов до станции «Улдуз», протяженность участка составляла 2,1 км.
6 ноября 1972 года, была открыта новая подземная магистраль Бакинского метрополитена протяженностью 5,3 километра с тремя станциями: «Азизбеков», «Аврора» и «Нефтчиляр»
31 декабря 1976 года был введен в эксплуатацию третий пусковой участок первой очереди Бакинского метрополитена «28 Апреля» — «Низами», протяженностью 2,2 км.
28 марта 1979 года в бакинском метро появилась ещё одна вилка — на ответвлении в электродепо после станции «Нариманов» была открыта единственная наземная станция «Электрозавод» (ныне «Бакмил»). Открытию станции способствовало, что вблизи находился ряд крупных промышленных объектов, в частности завод БакКондиционер. Эксплуатационный участок составляет 0,5 км.
За первым участком был пущен второй, протяженностью 2,3 км, и третий, длиной в 6,4 км, связал крупнейший жилой массив «8 километр» и промышленную зону с центром города. Вторая очередь в 9,1 км прошла по северо-западной части Бакинского плато и была завершена в 1985 году строительством пяти станций, две из которых глубокого заложения.
31 декабря 1985 года 2-я линия получила значительное продление после станции «Низами»: 4 станции «Элмляр Академиясы», «Иншаатчылар», «Площадь XI Красной Армии» (ныне «20 Января») и «Мэмар Аджеми» на протяжении 6,7 км.
28 апреля 1989 года от станции «Нефтчиляр» линия была продлена на 2 станции «Халглар Достлугу» и «Ахмедлы», длина участка составила 3,3 км.
27 октября 1993 года открылась подземная станция «Джабарлы», один перрон, пересадочная со станцией «28 Мая». Протяженность участка «Шах Исмаил Хатаи» — «Джабар Джабарлы» составила 2,4 км.
10 декабря 2002 года, открывается участок «Ахмедлы» — «Ази Асланов», протяженность 1,4 км и станция «Ази Асланов»
В первом квартале 2006 года возобновились работы на северном участке. Продолжается проходка тоннелей между действующей станцией «Мемар Аджеми» и «Насими», строительство которой начинается летом того же года.
Летом 2007 года возобновилось строительство перегонных тоннелей и следующей за «Насими» станцией «Азадлыг Проспекти».
9 октября 2008 года открылась станция «Насими» и перегон «Мемар Аджеми — Насими», протяжённостью 1,7 км.
16 декабря 2008 года открылась вторая платформа станции Джафар Джаббарлы и от неё был пущен второй поезд-челнок до станции Хатаи.
29 декабря 2008 года после реконструкции открылась для пассажиров станция "Ичарищахяр".
30 декабря 2009 года открылась станция "Азадлыг" и перегон "Насими-Азадлыг", протяженностью 1,3 км.
Помимо станций и тоннелей в эксплуатацию был сдан большой комплекс технических сооружений: электродепо, тяговые и понизительные электроподстанции, вентиляционные комплексы со стволами шахт, подходными тоннелями, дренажными перекачками. Были смонтированы мощные вентиляторы и санитарно-технические устройства, 12 лент эскалаторов с комплексом устройств для их обслуживания. Была введена в строй действующая центральная диспетчерская. 
В перспективе протяженность линий Бакинского метрополитена должна достигнуть 52 км, в двухпутном исчислении, а число станций - 32. Будет создано второе электродепо в северо-западной части нагорного плато города со строительством мощной механической базы по ремонту вагонного парка, изготовлению деталей, узлов и запчастей.

Схема метрополитена Баку


ФОТОГАЛЕРЕЯ