Рекомендовать сайт
наши партнеры:

Киев

Общая информация о Киевском метрополитене

История создания скоростного транспорта в Киеве восходит к 1916 году. Тогда члены русско-американской торговой компании попытались собрать деньги для создания метрополитена в Киеве. Однако городская управа дала отказ торговой компании. В следующем году о метрополитене вспомнили вновь — это было связано с планами гетмана Украины Павла Скоропадского превратить район Зверинец в наилучший район города. Этим планам тоже не суждено было сбыться, так как власть гетмана Скоропадского перешла к Симону Петлюре.
Только спустя двадцать лет планы по строительству метро в Киеве обрели правдоподобие. 9 июля 1936 года Президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». За этот проект молодой инженер был награждён премией размером в 1000 рублей. По Киеву пошли слухи о том, что в городе в скором времени будет построен метрополитен; это привело к тому, что в Киев стали поступать письма от специалистов горно-шахтного дела с предложениями оказать свою помощь при проектировке и строительстве. Киевский Горсовет некоторое время отвечал не в пользу метро, но в 1938 начались предварительные работы, которые прекратились с началом Великой Отечественной войны.
После серьезного разрушения Киева во время Великой Отечественной войны была начата масштабная реконструкция города. В эти планы входило и строительство метрополитена
В августе 1949 года управлением «Киевметрострой» начато строительство метрополитена в г. Киеве. Первый участок Святошинско-Броварской линии протяженностью 5,2 км от ст. «Вокзальная» до ст. «Днепр» вступил в строй 6 ноября 1960 г. В 1963 году сдан в эксплуатацию участок в западном направлении с двумя станциями протяженностью 3,4 км, при строительстве тоннеля начали применяться бетонные тюбинги. С 1965 года метро перешагнуло Днепр по двухярусному Метромосту на левый берег и обзавелось электродепо «Дарница». С 1 июня 1970 года увеличен состав электропоездов. Вместо 3-х вагонных на линию вышли 4-х вагонные поезда. С 1972 года курсируют 5-ти вагонные поезда. В 1987 году между ст. «Университет» и «Крещатик» построена ст. «Ленинская», сейчас «Театральная», специально как пересадочная на Сырецко-Печерскую линию. С осени 2000 года началось строительство 3-х километрового участка Святошинско-Броварской линии в западном направлении. Работы велись хотя и масшатабно - строились параллельно две станции «Проспект Победы» и «Проспект Палладина» (пилотные названия станций «Житомирская» и «Академгородок»), но с остановками в работе из за нерегулярного финансирования. С 14.01.2001 по 25.12.2002 была перекрыта часть проспекта Победы под которой прошел участок линии. 24 мая 2003 года введен в эксплуатацию участок от ст. «Святошин» до ст. «Академгородок». Ныне действующая линия с 18 станциями, обслуживается 271 вагонами, проходит с запада на восток, пересекая Днепр и Русановский пролив по мостам. Длина линии составляет 22,7 км, время проезда - 38,5 мин. 
В 1971 г. началось строительство первого участка Куреневско-Красноармейской линии. В декабре 1976 г. начал действовать участок Куреневско-Красноармейской линии протяженностью 2,3 км от ст. «Площадь Октябрьской революции» ныне «Майдан незалэжности» до ст. «Красная полощадь» ныне «Контрактовая площадь». В течение 6 лет был полностью построен участок в северном направлении, который связал жилой массив Оболонь с центром города, также было сдано в эксплуатацию электородепо «Оболонь». Строительство южного участка заморожено с 1984 года, на сегодняшний день построены только 4 из 7 запланированных станций. Вероятно в связи с необходимостью пересечения подземного русла реки Лыбидь. По не проверенным данным тоннель был построен, но затоплен. Действующая линия с 12 станциями, обслуживаемая 187 вагонами, проходит с севера на юг, имеет протяженность 13,2 км, время проезда 22,5 мин. С 2005 года строительство южного отрезка линии продолжено. Три станции — «Демиевская», «Голосеевская», «Васильковская» — планируется запустить в 2010 году. В перспективе линию планируется продлить до Одесской площади, построив ещё три станции: «Выставочный центр», «Ипподром», «Одесская» и электродепо «Теремки».
В 1981 году начато строительство третьей Сырецко-Печерской линии Киевского метрополитена. 31 декабря 1989 года вступил в строй первый участок Сырецко-Печерской линии метрополитена протяженностью 2,1 км от ст. «Золотые ворота» до ст. «Мечникова» (сейчас «Кловская»). Строительство юго-восточного участка, который пересекает Днепр по Южному мосту, завершено в 1994 г. Станция «Печерская», строившаяся с 1989 года, открыта для пассажиров лишь в 1997 году. В 1996 году пущен первый участок северо-западного направления с тремя станциями, одна из которых, «Львоская брама», не эксплуатируется и находится в полузаконсервированном состоянии, ввиду отсутствия наклонного туннеля. После регулярных переносов даты открытия 30 марта 2000 года вступила в строй 40-я станция Киевского метрополитена «Дорогожичи». Из-за переноса земельного участка для электродепо юго-восточный участок удлинен на 3,3 км, на этом отрезке запланировано 3 станции. Первую из них «Бориспольскую» открыли 23 августа 2005 года. В марте 2006 открыта ст. «Вырлица», она находится между ст. «Харьковская» и ст. «Бориспольская». Строительство третьей станции - «Красный хутор» сейчас ведется. Депо "Харьковское" открыто 23 августа 2007 года, но функционировать оно начало лишь в конце января 2008 года. Протяженность дейсвующего участка с 15 станциями - 22,8 км, он обслуживаеся 174 вагонами, время проезда 38 мин.
2005 год можно считать годом начала строительства Подольско-Воскресенской линии, хотя подземных работ пока не проводится. Строятся станции на Подольском мостовом переходе.
Метрополитен сегодня
Сегодня Киевский метрополитен имеет три действующие линии с 46-ю станциями, общая длина путей составляет почти 60 км. В Киевском метро имеется три подземных пересадочных узла в центре города. В данный момент строится Подольско-Вигуровская линия и проектируется Левобережная. Из 46 станций Киевского метро 6 — наземные. Из подземных станций 20 глубокого заложения и 20 — мелкого. Станции глубокого заложения в Киевском метро в основном пилонные, есть 2 станции колонного типа, а также имеется единственная в СНГ станция «лондонского типа» (без центрального вестибюля) — «Арсенальная». Станции мелкого заложения по конструкции разделяются на колонные (13 станций) и односводчатые (5 станций). Три станции имеют боковые платформы, две из них (обе — на третьей линии) — «Вырлица» и «Красный Хутор» — станции мелкого заложения, и наземная станция «Днепр», остальные станции имеют островные платформы.
Самой глубокой станцией является станция «Арсенальная» (105,5 м). В настоящее время эта станция считается самой глубокой в СНГ и Европе (Самая глубокая станция (120 метров) находится в столице Северной Кореи - Пхеньяне). На третьей линии есть две неоткрытые станции — «Теличка» и «Львовская брама», они не имеют выходов на поверхность, однако сами станции построены в конструкциях и готовы на 30-70 %; а также задел под станцию «Герцена», которая находится между станциями «Лукьяновская» и «Дорогожичи». При этом их можно назвать «долгостроями», так как они находятся в «замороженом» состоянии свыше 15 лет.
Первая линия, Святошинско-Броварская имеет протяжённость 22,7 км (из них 6,7 км — наземный участок) и 18 станций. Наземный участок пересекает реку Днепр по двум метромостам. Линия является самой загруженной в Киевском метрополитене. Оценочная предельная длительность поездки составляет 38 минут.
Вторая линия, Куренёвско-Красноармейская имеет длину 13,2 км и 12 станций. Единственная, которая не пересекает Днепр и не имеет наземных участков. Оценочная предельная длительность поездки составляет 23 минуты.
Третья линия, Сырецко-Печерская имеет длину 23,9 км и 16 станций и один метромост. Оценочная предельная длительность поездки составляет 36 минут.
Линии метрополитена соединены между собой переходами: «Площадь Независимости» — «Крещатик», «Дворец спорта» — «Площадь Льва Толстого» и «Театральная» — «Золотые ворота».

 

Схема метрополитена Киева

 


ФОТОГАЛЕРЕЯ