Рекомендовать сайт
наши партнеры:

Метро Берлина

Общая информация о Берлинском метрополитене

Метро Берлина:

Берлинский метрополитен (U-Bahn Berlin) - был открыт в 1902 году.

На данный момент в сеть берлинского метро входят 173 станции и 9 линий (плюс ещё один отдельный участок линии U55, который впоследствии должен воссоединиться с основной линией U5) длиной 151,7 км. Около 80 % путей находятся под землей. Количество перевезённых пассажиров составляет порядка 473,1 миллионов пассажиров в год (2008).

История

В истории строительства Берлинского метрополитена можно выделить три основных этапа:

до 1913 г. — строительство Kleinprofil (узкопрофильной) сети в Берлине, Шарлоттенбурге, Шёнеберге и Вильмерсдорфе;

до 1930 г. — начало строительства Gro?profil (широкопрофильной) сети, которая стала основой первых линий направления с юга на север Берлина;

с 1953 г. — дальнейшее развитие после Второй мировой войны.

Первый этап: 1896—1913 гг.

Берлинский метрополитен является первым метрополитеном в Германии и одним из первых метрополитенов континентальной Европы. Его история началась в 1880 г. с предложения Вернера фон Сименса построить в Берлине сеть городских поездов, проходящих под землей и по эстакадам. После длительных дискуссий, продолжавшихся до 1896 года, началось его строительство. Первая линия была построена полностью как надземная железная дорога и проходила по эстакадам. Она была открыта 15 февраля 1902 года и соединила между собой Штралауэр Тор (Stralauer Tor) и Зоологический сад, с небольшим ответвлением на Потсдамскую площадь. К концу года железная дорога была продолжена: к 14 августа на восток до Варшавского моста (Warschauer Br?cke) и к 14 декабря на запад до площади Эрнста Рейтера (Ernst-Reuter-Platz).

Шарлоттенбург продлил линию дальше на запад: к 1906 году она достигла городского муниципалитета на Вильмерсдорфплац (станция «Рихард-Вагнер-Плац» Richard-Wagner-Platz); к 1908 достигла Рейхсканцлерплац (станция «Теодор-Хойс-Плац», Theodor-Heuss-Platz); и, к 3 ноября 1912, Шпортпарк (станция «Олимпия-стадион», Olympia-Stadion).

Изначальная станция на Потсдамской площади, открытая 18 февраля 1902 года, была в 1907 году закрыта и, когда линия была продлена до станции «Шпиттельмаркт» (Spittelmarkt), 200 метров дальше на северо-восток была сооружена новая станция. Линия под Ляйпцигер-штрассе до станции «Шпиттельмаркт» открылась в 1908 году. Она была продлена до станции «Александерплац» к июлю 1913. Вместе с маршрутом «Вильгельмплац» — «Александерплац», это направление стало наиболее популярным. Три с половиной недели спустя, 27 июля 1913, было открыто северное направление до Нордринг (станция «Шёнхаузер Аллее», Sch?nhauser Allee).

С целью улучшить транспортное сообщение в Шёнеберге, было решено соединить в то время независимый город с Берлином. Компания, занимавшаяся строительством надземной железной дороги в Берлине, не считала, что такая линия будет прибыльной. По этой причине город самостоятельно принял решение о строительстве первой локальной подземки в Германии. Пролегая под землей от Хауптштрассе (Hauptstra?e), линия длиной 2.9 км нуждалась в подземной конечной станции на «Ноллендорфплац» (Nollendorfplatz). Существующая станция была уже частью надземного метро. После строительных работ, длившихся два года, подземная станция была открыта 1 декабря 1910.

Несколькими месяцами ранее начались работы над четвёртой линией, которая соединила Вильмерсдорф на юго-западе с сетью берлинского метро. Изначально запланированная как линия от станции «Виттенбергплац» (Wittenbergplatz) до «Брайтенбахплац» (Breitenbachplatz), Вильмерсдорф профинансировал её строительство до станции «Тильплац» (Thielplatz). Было достигнуто соглашение с Шарлоттенбургом о проходе через город, так же, как и соглашение о строительстве путей от Виттенбергплац под Курфюрстендамм до станции «Уландштрассе» (Uhlandstra?e). Обе линии, открытые 12 октября 1913 были последними, запущенными до Первой мировой войны. Война и последующие экономические проблемы сделали расширение Берлинского метрополитена невозможным в течение следующих десяти лет.

Второй этап: 1923—1930

Строительные работы первого этапа были в основном направлены на обеспечение западо-восточных направлений, которые соединяли зажиточные районы внутри и за пределами города и являлись наиболее прибыльными. Для того, чтобы сделать метро более доступным для среднего класса, городу было необходимо запустить северо-южные направления. Необходимость в этом возросла после того, как в 1920 соседние города были присоединены к Берлину для создания так называемого Gro?-Berlin (Большого Берлина). В результате присоединения отпала необходимость в согласовании многих строительных формальностей и дало Берлину больше силы в отношениях с частной Hochbahngesellschaft (надземной железнодорожной компанией). Город также утвердил строительство новых путей, использующих более широкие составы, передвигающиеся по стандартной колее Gro?profil (широкопрофильные пути).

Строительство Nord-S?d-Bahn (Северо-южной линии) для соединения Веддинга на севере с Темпельхофом и Нойкёльном на юге началось в декабре 1912, но было остановлено на время Первой мировой войны. Работы были возобновлены в 1919 г., однако недостаток финансирования по причине гиперинфляции значительно замедлил процесс. 30 января 1923 была открыта первая секция между станциями «Халлешес Тор» (Hallesches Tor) и «Штеттинер Банхоф» (Stettiner Bahnhof) (сейчас станция «Цинновитцер Штрассе», Zinnowitzer Stra?e) с продолжением до станции «Зеештрассе» (Seestra?e) двумя месяцами позже. Из-за значительного недофинансирования новая линия вынуждена была использовать старые вагоны с узкопрофильных линий. Для того, чтобы доставать до платформ, вагоны были расширены с помощью досок, которые пассажиры в шутку называли Blumenbretter (цветочные доски). Линия раздваивалась на станции Belle-Alliance-Stra?e (теперь станция «Мерингдамм», Mehringdamm): продолжение на юг в Темпельхоф было открыто 22 декабря 1929; ветка до Гренцаллее ( Grenzallee) была открыта 21 декабря 1930 году.

Планы строительства подземной линии с севера на юг были утверждены в 1912 году. Линия должна была соединить Гезундбруннен и Нойкёльн через Александерплац. В 1919 году из-за финансовых трудностей строительство было остановлено вплоть до 1926 года. Первая секция была открыта 17 июля 1927 году между станциями «Боддинштрассе» (Boddinstra?e) и «Шёнляйнштрассе» (Sch?nleinstra?e) с промежуточной станцией «Германнплац» (Hermannplatz), ставшей первой станцией, на которой пассажиры могли пересаживаться с одной широкопрофильной линии на другую. Секции на север, которые требовали переноса станции «Коттбуссер Тор» (Kottbusser Tor), открывались поэтапно. Полностью путь от «Гезундбруннен» до «Ляйнештрассе» (Leinestra?e) был открыт 18 апреля 1930.

Прежде чем в 1929 году контроль над метрополитеном был полностью передан BVG, Hochbahngesellschaft начал строительство широкопрофильной линии E, которая должна была пройти под Франкфуртер Аллее, для чего компания получила разрешение в 1914 году на строительство между «Александерплац» и «Фридрихсфельде» (Friedrichsfelde). Линия была открыта 21 декабря 1930 года. В 20-х годах были произведены несколько других расширений сети метрополитена, в результате чего общая длина путей достигла 76 км.

Национал-социализм и Вторая мировая война: 1933—1945

Приход к власти национал-социалистов в Германии повлиял, в частности, и на Берлинский метрополитен. Национальный флаг был вывешен на каждой станции и две станции были переименованы: станция «Рейхсканцлерплац» (Reichskanzlerplatz) стала называться Адольф-Гитлер-Плац с 24 апреля 1933 года; станция «Шёнхаузер Тор» стала называться Хорст-Вессель-Плац с 1 мая 1934 года. Архитектор Альберт Шпеер разработал грандиозные планы строительства кольцевой линии, которая должна была пересечь существующие, а также расширение сети до удаленных районов. Однако планы осуществлены не были.

Во время Второй мировой войны множество станций использовались в качестве бомбоубежищ, однако союзнические бомбардировки повредили или уничтожили обширную часть метрополитена.

Несмотря на то, что повреждения устранялись достаточно быстро, восстановление во время войны было затруднительным. В частности, 25 апреля 1945 года, сообщение было полностью прекращено по причине остановки снабжающей электростанции. Неделей позже тоннель с севера на юг был затоплен. На железнодорожной станции Берлин-Фридрихштрассе вода попала в подземные тоннели, затопив 63 км метро. В результате большое количество людей, спасавшихся под землей от бомбардировок, погибли

Метро в Берлине в период Берлинской стены

15 августа 1961 года были перекрыты четыре линии берлинского метро и S-Bahn. Были закрыты семь станций на линии U6 и восемь станций на линии U8 в связи с тем, что эти линии шли из западного сектора в западный через восточную часть. Было принято решение не разрывать линии западного метрополитена, а только закрыть станции, находящиеся в восточном секторе. Исключением являлась только станция Фридрихштрассе (Friedrichstrasse), на которой был организован КПП. Линия U2 была разорвана после станции Тельманнплац (Th?lmannplatz). Станция Потсдамер Плац (Potsdamer Platz, Потсдамская площадь) также была закрыта, так как находилась в приграничной зоне.

Объединение в 1989 и дальнейшее развитие

После нескольких месяцев волнений, 9 ноября 1989 ограничения на перемещение, действовавшие в отношении восточных немцев, были сняты. Десятки тысяч восточных берлинцев, услышав об этом по телевизору, стали осаждать пограничные КПП, требуя пропуска в Западный Берлин. Станция «Янновицбрюке» (Jannowitzbr?cke), бывшая «слепая» станция, была открыта для пассажиров двумя днями позже. Другие станции линии U8 вскоре также были открыты. К 1 июля 1990 года пограничный контроль был полностью отменён.

Линии метро Восточного Берлина были переименованы: линия A превратилась в U2, линия E — в U5. Линия U2 между «Виттенбергплац» (Wittenbergplatz) и «Моренштрассе» (Mohrenstra?e) требовала значительных восстановительных работ, включая демонтаж линии M-Bahn, перестройку станций, открытие тоннелей и запуск в эксплуатацию станций «Ноллендорфплац» (Nollendorfplatz) и «Бюловштрассе» (B?lowstra?e), которые использовались под блошиный рынок и турецкий базар. Восстановленная линия была в итоге открыта 13 ноября 1993 года. Оставалось только возобновить сообщение между линиями U1/U15 через Обербаумбрюке (Oberbaumbr?cke) до Варшавской улицы. На это потребовалось ещё два года, сообщение было запущено 14 октября 1995 года после 34-летнего простоя.

Только три небольших расширения были произведены в последующие после объединения 10 лет: на U8 продолжение на север от станции «Парацельсус-Бад» (Paracelsus-Bad) до «Виттенау» (Wittenau) было запущено 24 сентября 1994 и на юге секция от Ляйнештрассе (Leinestra?e) до «Германнштрассе» (Hermannstra?e) была открыта 13 июля 1996. Линия U2 также была расширена: от Винеташтрассе (Vinetastra?e) до станции «Панков» (Pankow) сообщение было запущено 16 сентября 2000.

Система метрополитена Берлина

Линия U1 Uhlandstrasse - Warschauer Stra?e 8.9 км., 13 станций

Линия U1 начинается от станции Uhlandstra?. К открытой в 1913 году станции Wittenbergplatz в 1961 году была добавлена дополнительная станция. В Nollendorfplatz линия U1 пересекается с 4 с линиями U3 и U4 (между Wittenbergplatz и Nollendorfplatz, линиями U1 и U3).

Линия U2 Ruhleben - Pankow 20.7 км., 29 станций

От станции Ruhleben линия U2 проложена в направлении набережной Olimpic-Stadion, затем через район Charlottenburg к метродепо между Wittenbergplatz и Nollendorfplatz. Участок между Ernst-Reuter-Platz (прежде Knie) и Potsdamer Platz является частью оригинального U-Bahn, открытого в 1902.

Линия уходит под землю сразу после Mendelssohn-Bartholdy-Park и тянется через центр города до Pankow.

То, что сегодня называется линией U2,раньше было разделено на две отдельных линии, во времена Берлинской стены.

ЛинияU3 Krumme Lanke - Nollendorfplatz 12.1 км., 15 станций

Линия U4 Innsbrucker Platz - Nollendorfplatz 2.9 км., 5 станций

Линия U4 была первоначально построена городом Schuneberg как самостоятельная линия U-Bahn, но с теми же самыми параметрами, используемыми в Берлинских линиях. Затем эту линию связали с Берлинской системой.

Линия U5 Alexanderplatz - Hoenow 18.4 км., 20 станций

Линия U5 в основном состоит из подземной секции, открытой в 1930 году. Она была когда-то полностью расположена в Восточном Берлине и была единственной линией в этой части города.

Линия U55 Hauptbahnhof - Brandenburger Tor 1.5 км., 3 станции

Линия Alt-Tegel U6 - Alt-Mariendorf 19.9 км., 29 станций

Линия U6 была открыта в 1923 году. Она тянется вдоль Friedrichstra?e, и связывает север и юг Берлина в центре города.

Линия U7 Rathaus Spandau - Rudow 31.8 км, 40 станций

Линия U7 - самая длинная линия метро Берлина. Его самая старая часть - проложена через Kreuzberg/Neuk?lln от Mehringdamm до Grenzallee, который открылся в 1920-ых годах как участок старой линии C (теперь U6). В 1966, линия U7 стала отдельной линией и была впоследствии продлена в обоих направлениях.

Линия U8 Wittenau - Hermannstra?e 18.2 км, 24 станции

Линия U8 является полностью подземной. Открыта в 1920-ых годах.

Линия U9 Osloer Stra?e - Rathaus Steglitz 12.5 км., 18 станций

Линия U9 была открыт незадолго до возведения Берлинской стены, в 1961 году. Она тянется по бывшей территории Западного Берлина, обходя исторический центр города. Она полностью подземная, и на сегодняшний день одна из самых быстрых линий Берлина.

Карта метро Берлина:

Схема метро Берлина


ФОТОГАЛЕРЕЯ